- Верования
-
ВЕ́РОВАНИЯ (поверья, ранние формы религии, дорелигиозные верования) — отд. или относительно систематизиров. представления, отражающие веру человека в существование сверхъестеств сил и существ, управляющих процессами и явлениями материального мира, включая людей и социальные общности. В качестве осн. форм В. называют тотемизм, анимизм, культ предков, шаманизм, полидемонизм, нагуализм, ведовство. Термин "В." обычно употребляется этнографами и фольклористами, когда они не хотят или не могут говорить о религии, мифологии и т. п. Эти препятствия могут лежать в самом материале, когда исследователь описывает разрушенную систему представлений, лишь частично отражающую некую уже несуществующую систему (хотя мн. древние системы дошли до нас в неполноценном или полуразруш. виде, но престиж некоторых из них заставляет все же называть их мифами или религиями, а не поверьями или верованиями). Чаще причины носят внешний характер — методологический (убеждение в том, что в рус. деревне 19 в. не могло быть цельного языческого или "двоеверного" мировоззрения) или идеологический (диктат атеистич. предпосылки, заставляющей во всем видеть распад религиозности). Нужно отметить и то, что оба термина (верования и поверья) редко употребляются в единственном числе. Таким образом это множественное число обычно выступает либо как синоним религиозной (мифологической и т. п.) системы, либо как обозначение суммы остатков разрушенной системы. Между тем в действительности такое единственное число имело бы смысл, когда о верованиях (поверьях) говорится без конъюнктурного контекста. В этом смысле верованием (поверьем) является некая смысловая единица мифологической информации, к-рая представлена как уже абстрагированная от конкретных. Текстом В. (поверий) обычно являются былички, предания, приметы и т. п., а характерным контекстом — этнографич. иссл. мат-лы.
Лит.: Токарев С. А. Ранние формы религии и их развитие. М., 1964.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.